wigs for women wig types hair extensions for short hair human hair wigs wigs for black women forever young wigs wig store human hair falls sherri shepherd wigs lace front wigs best wigs wigs for black women raquel welch wigs lace front wigs human hair wigs wigs for black women wigs for women cheap wigs lace front wigs human hair wigs hairpieces for women
МБУК "ЦБС" Минераловодского городского округа Ставропольского края - Человек с железным чемоданчиком, или о нашем земляке - труженике войны

Человек с железным чемоданчиком, или о нашем земляке - труженике войны

etkus   В грозное время с октября 1941 года по 1943 год железнодорожные магистрали Северного Кавказа оказались районами ожесточенных и кровопролитных боев. Еще не написаны все книги, рассказывающие о доблести железнодорожников, еще не названы имена участников этих героических событий.

   В книге создателя деповского музея Филимонова В.П. «История локомотивного депо» я увидела в списке имен деповчан, награжденных орденом Ленина, фамилию Еткус Алексея Самсоновича. Это был отец моей одноклассницы. Хорошо помню эту добрую, гостеприимную рабочую семью, где мы, дети войны, вечно голодные, всегда получали кусочек черного хлеба с крупинками белоснежной соли сверху и ласковое слово в придачу. Помню и невысокого, в черной фуфайке, железнодорожника, идущего с работы или отправляющегося в очередную поездку. В руках у него был неизменный железный чемоданчик, в котором лежали разные необходимые машинисту инструменты и «тормозок» - немудреный сухой паёк в дорогу. Помню, как бежали на гудок его паровоза (особенный у каждого машиниста) и радовались, увидев в окошке будки паровоза его доброе, улыбающееся нам лицо. И только спустя много лет мне удалось подробнее узнать об этом человеке.

   Отец Алексея Еткус, Самсон Фотиевич, был родом из беднейших крестьян Полтавской губернии, села Диканьки. Да, той самой Диканьки, что так красочно описана Н. В. Гоголем. В конце 19 века безземельный крестьянин посадил молодую жену на телегу и поехал искать лучшей доли – куска земли. Так доехал до Северного Кавказа. Здесь Самсон устроился токарем в депо станции Минеральные Воды. Здесь родились четверо сыновей и одна дочь. Все они потом стали железнодорожниками.

   Алексей родился в 1903 году. Военную службу проходил сначала в Первой Конной Буденного, а потом в железнодорожных войсках. Чудом сохранилась фотография тех лет: Алексей Еткус в красноармейской форме, на рукаве – эмблема железных дорог. Затем была школа машинистов в Беслане, напряженный труд первых пятилеток, когда перекрывались все прежние нормы. Не отставал от стахановца станции Минеральные Воды Михаила Золотарева и Алексей Еткус. В 19 лет он стал коммунистом. Честный и добросовестный труд, скромность и обязательность были основой его жизни.

   Когда началась Великая Отечественная война, для обслуживания прифронтовых участков была сформирована колонна паровозов с прикрепленными бригадами. А.Еткус входил в неё. Он возил на фронт составы с оружием и солдатами, а назад прицеплял к паровозу вагоны с ранеными. Времени на отдых не было. Дома не бывал по два месяца. За паровозом часто охотились немецкие самолеты. Расстрелять кабину машиниста, пробить паровозный котел – их задача. Приезжал машинист в депо, а кабина иссечена осколками. Но судьба хранила Алексея Самсоновича – ни одной царапины на нем не было! Помощнику и машинисту выдали оружие – пистолет и автомат. Были случаи, когда, не доехав до фронта, солдаты выгружались из вагона и занимали круговую оборону, отбиваясь от прорвавшихся немецких танков. С ними вместе отстреливалась и паровозная бригада.

10 августа 1942 года его поезд шел на Минводы. Когда состав подходил к Георгиевску, навстречу выскочил железнодорожник и закричал: «Уходи, немец занял Минводы!».

   Из Грозного отправился в Дербент, а оттуда морем на пароме в Среднюю Азию. Здесь водил поезда к фронту, пока фашистов не погнали с Кавказа. О жене и детях никаких сведений не имел. Знал, что семьи коммунистов немцы расстреливали. Однако и здесь судьба хранила его – все остались живы.

   Жена, Зоя Павловна, ничего не зная о муже, ждала хоть какой-либо весточки. Однажды, в декабре, прошел слух, что на Змейку сбросили десант из парашютистов - машинистов паровозного депо. Вместе с учительницей школы №1 Хромых Марией Федотовной решили ночью идти на гору искать мужей. Собрали в узелок вареной картошки, хлеба и пошли. Но мужества хватило только на полпути. Наступив на труп немца, занесенного снегом, убежали домой. Наутро узнали, что десантники схвачены, но машинистов среди них нет.

   В эвакуации А. С. Еткус был старшим колонны. Домой вернулся последним. Затем было восстановление депо. За паровозом ухаживал, как за малым дитём. Если не хватало краски или какой-либо запчасти, покупал на свои деньги. Был награжден медалью «За оборону Кавказа» и орденом Ленина за доблестный труд. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1952 года был подписан секретарем Президиума А.Горкиным. На пенсию ушел в 1958 году.

   Железный чемоданчик, с которым не расставался много лет, теперь стоял на полке рядом с слесарными инструментами.