Поезд спасения, или как минераловодские железнодорожники спасли от фашистской неволи тысячи раненых и эвакуированных
Жаркое лето 1942 года. 22 июля германские войска форсировали Дон. Взят Ростов. Снабжение нефтью страны теперь идет только танкерами по Каспийскому морю. Южный и Северокавказский фронты прогибаются под напором немецких танков. Защищать 200-км прорыв нелегко: не хватает войск, техники. 5 августа пал Ставрополь. Началась эвакуация. Время исчислялось не днями, а секундами. Паровозному депо надо было перебазироваться в Дербент, на голое место. Станки, кузнечный молот, колесные пары почти вручную грузили в вагоны, под беспрерывными бомбежками. 8 августа поступает приказ из Управления дороги - заканчивать эвакуацию имущества и выезжать. Успели только сбегать домой, чтобы проститься с семьями. Тяжело было оставлять их под немцами, в оккупации. К 13 часам на 2 километре собралось около 400 железнодорожников. Снова налет. К вечеру последний поезд с рабочими депо отправился в сторону Георгиевска по встречному пути. Страшную картину увидели они: от хутора Евдокимовского до станции Георгиевск в затылок друг другу выстроились поезда с эвакуированными. Раненые из госпиталей КМВ стояли в тамбурах, висели на подножках и даже сидели на крышах вагонов. И так несколько суток без воды, продуктов питания и медикаментов. Фашистские летчики не бомбили эти поезда, надеясь вскоре захватить их.
А над станцией Георгиевск висело черное облако дыма от беспрерывных пятидневных бомбежек. Все до единого станционные пути были разрушены, шпалы и рельсы вздыбились, повсюду тела погибших. Минводский поезд остановился возле входных стрелок: дальше была груда искореженных рельс.
Начальник депо Павел Викентьевич Спехович спрыгнул на землю и пошел на станцию, чтобы оценить обстановку. Надо было срочно восстанавливать 3-ий путь Георгиевска. Без приказа, все, как один, деповчане взялись за дело. Кузнецы Печкин, Дадыко, Савельев, Бонтарь рубили концы рельс. Спехович и парторг Чернецов носили шпалы. Слесарь Дедушкин укладывал рельсы, искусно забивая костыли, как будто это делал всю жизнь. Гремели рельсы, сбрасываемые с ободранных до крови плеч. Грохотали кувалды. Изодранные в клочья рубашки липли к телу. Люди валились с ног от усталости, но, выпив кружку воды, снова брались за инструмент. Все торопились, поглядывая на небо. Лишь бы не бомбили, тогда не хватит балласта, чтобы засыпать воронки! И вот к вечеру единственный 3-ий путь был готов. Первым по нему прошел поезд с рабочими депо, а потом все поезда, стоявшие за ним. Но на этом операция по спасению не закончилась. На другом пути дорогу заблокировали 3 паровоза, у которых кончились вода и топливо. П.Спехович отправился на станцию Зольскую, где находился штаб Дороги, чтобы привезти в Георгиевск полностью экипированные паровозы. Назад ехали при полной светомаскировке (никаких огней, даже сигнальных!), осторожно, крадучись. Начальник депо был на первом паровозе. Не доезжая до станции, остановились, провели разведку. Немцев не было. Отцепили от состава бездействующие паровозы, перегнали их на соседний путь – и через минуту пошел первый поезд на юг страны. Караванным способом, соблюдая лишь дистанцию безопасности, медленно двинулись поезда. Машинисты действовали с ювелирной точностью – малейшее столкновение, и тогда все станут добычей немцев. Небо светлело, приближался рассвет, поезда единым потоком благополучно проходили станцию Георгиевск. На разрушенном перроне стоял П.В.Спехович и его помощники. Раненые плакали от счастья, рукоплескали им, слали свои поцелуи.
Утром 9 августа 1942 года немцы заняли станцию, но поездов не было. Можно представить себе ярость танкистов фельдмаршала фон Клейста: у них из-под носа ушли 12 санитарных поездов, тысячи эвакуированных рабочих, 2 эшелона авиационного оборудования, 2 бронепоезда, имущество паровозного депо. 9 августа авангард фон Клейста ворвался в Пятигорск. Но здесь им много дней пришлось ожидать поставок горючего, что дало возможность советским войскам организовать сопротивление. Так фон Клейст потерял победу, которую уже держал в руках. Он не знал, что 48 деповчан, имена которых назвал П.В.Спехович в своих воспоминаниях, лишили его этой победы. Честь им и слава и вечная память в веках! (По материалам книги В.П.Филимонова «История локомотивного депо станции Минеральные Воды»).