wigs for women wig types hair extensions for short hair human hair wigs wigs for black women forever young wigs wig store human hair falls sherri shepherd wigs lace front wigs best wigs wigs for black women raquel welch wigs lace front wigs human hair wigs wigs for black women wigs for women cheap wigs lace front wigs human hair wigs hairpieces for women
МБУК "ЦБС" Минераловодского городского округа Ставропольского края - Раиса Николаевна Котовская

Жизнь и творчество Раисы Николаевны Котовской

 Kotovskaya vistavka

«Звучание самой души…»

Кубанский поэт Петр Ткаченко в рубрике «Имя» литературно-публицистического альманаха «Солёная подкова» поместил статью, посвященную Раисе Котовской. В ней он пишет: «Поэтов никогда не бывает много. Их и не долж¬но быть много по самой редкой, ничем не замени¬мой природе поэтического дарования. Пишущих стихи - всегда много, но истинных поэтов мало. Потому этот дар особенно и драгоценен. Ведь поэт - вовсе не тот, кто говорит рифмованной, неестественной речью, а тот, кто с помощью нее добирается до естества человеческого, до его духовной природы. Поэт придает высший смысл человеческой жизни, во вся¬ком случае, напоминает о нем». И Раиса Николаевна всем своим творчеством доказывала это. Как она сама говорила: «Поэзия никогда не была для меня самоцелью - она была для меня только средством поиска Истины». Об этом - и в ее стихах:

«Нет, не автор я, а исполнитель
Музыки, мятущейся во мне».

Раиса Николаевна Котовская появилась на свет в канун Рождества Христова 6 января 1951 года.

Родилась она в молдавском городе Бельцы, в семье потомственного железнодорожника, но ее малой родиной стал город Минеральные Воды, куда в 1952 году перевели на работу отца.Это было трудное послевоенное время, когда краюха хлеба, политая постным маслом и посыпанная солью считалась великим лакомством, а единственное нарядное платьице одевалось лишь по большим праздникам. У Раи было три старшие сестры - Вера, Надя и Люба и брат Владимир. Веру она знала только по рассказам родителей и сестер. Она трагически погибла в детстве.

По приезду в Минеральные Воды семье Котовских под строительство дома выделили участок земли недалеко от железнодорожной станции. Начали строиться. Недоедали, жили мечтой о новом собственном доме. Девочки как могли, помогали родителям. Спустя годы, вспоминая далекое детство, опаленное минувшей великой войной, Раиса Николаевна написала:

«... Мне снился дом
Высокий и красивый
И я не знала,
Что не мне одной
Недоедала,
Строилась Россия
Израненная страшною войной...»

Училась Рая в нынешнем лицее №3, работала на железной дороге и одновременно училась, сначала ввечерней школе, затем в Ставропольском педагогическом институте, а позже в Литературном институте им. М. Горького в Москве.

Свое первое стихотворение Раиса опубликовала в 13 лет, в газете «Коммунист». Называлось оно «Фиалка» и было совсем не детским по содержанию и мастерству написания. Возможно, потому, что уже тогда она занималась во взрослом литературном объединении «Современник».

Первая книжка стихов «Станция формирования» вышла в 1979 году в московском издательстве.В предисловии к ней известный поэт Алексей Смольников написал о молодом авторе: «... она собеседник, а не оратор, говорит она так, как говорят с близкими людьми - делятся радостью или огорчениями, ищут сочувствия или участия. И в этом, наверное, заключается та особенность ее человеческого склада и привлекательность поэтического дарования, которая выделяет ее среди дебютантов. В разряд образцов истинного творчества ее стихи попадают по той счастливой причине, что видит она все с поэтических высот Прекрасного и великодушного».

Жизненный и творческий путь Раисы Николаевны далеко не был усыпан розами. Ей пришлось сменить немало профессий, работала грузчиком, сапожником, прессовщицей, проводницей, преподавателем.

В 80-е годы, после окончания Литературного института Котовская была принята в Союз писателей СССР, переехала на жительство в Ставрополь, работала ответственным секретарем альманаха «Ставрополье» и одновременно руководила краевым литературным объединением «Современник».

За годы творчества у поэтессы в Ставрополе и Москве вышли поэтические сборники «Отцовский дом», «Станция формирования», «Ночной дождь», «Уроки пения», «Снеговица», «Переменная облачность», «Лирика». Ее стихи печатались во многих сборниках, журналах, альманахах, газетах. Кроме стихов, значительное место в ее творчестве занимала публицистика, где она затрагивала самые острые проблемы, волнующие общество.

Последний сборник ее стихов «Судный день» вышел в 2004 году в столице. В предисловии Петр Ткаченко, учившийся вместе с Раисой Котовской в Литературном институте им, Горького, хорошо знавший ее творчество, назвал ее одним из самых одаренных поэтов на Юге России.

В 2005 году за этот сборник Раиса Николаевна получила премию губернатора Ставропольского края в области литературы им. Андрея Губина.

Стихи Раисы Николаевны разнообразны по тематике: природа, любовь, материнство, Родина, православная вера. Однако сказать, что вот это ее стихотворение посвящено только одной теме нельзя. В каждом из них – любовь, вера, природа.

Мир человеческих чувств и мир природы были для неенеразделимы:

«...Поздняя осень, ты рада,
Что обрела невпопад
Для отгоревшего сада
Этот немаркий наряд?
Серое что-то надела...
Нынче почудилось мне;
отзвуки дня то и дело
Вязнут в его волокне.
Тихо. Как серая вата,
Облако, гуси - и те
С плачем летят, воровато,
Все по ночам в темноте...»

Строки ее стихов дышат таким родным, дорогим, щемящим миром, которого, казалось, уже давно нет на свете:

«Степь. Знакомые сердцу могилы.
Все еще золотая стерня...
Память детства и родины милой
Незаметно обнимет меня».

Раиса Николаевна росла вместе со своей поэзией, ставшей отдушиной в этом суровом мире, училась выражать то, чем полна душа. И даже не всегда сразу замечала, как открывалось особое внутреннее зрение, присущее лишь поэтам, когда понятие дома, поначалу заключавшееся в слове «мама», трансформировалось в дом – Россия, дом – Пушкин, Рубцов, дом – православный храм.

Через все свое творчество она пронесла образ Родины, России. Ее многострадальная история, красота родной земли, мужество и терпимость русского народа вот - источник многих ее творческих раздумий, осмысления и вдохновения.

В течение жизни менялся взгляд поэта и на человеческие отношения: у всего есть обратная сторона, любовь может быть не только восторгом души, но и трагедией, наказанием…

Любовь у Раисы Котовской пусть даже неразделенная, или расколотая на несоединимые части, не ставшая счастливой судьбой, все равно - великое чудо, красота и радость, и она не подлежит переоценке, оставаясь светлыми мгновениями в пережитом.

«... Ты станешь добрее и проще,
Твой лик осветлит листопад,
Когда отшумят твои рощи,
И птицы твои улетят.
Тогда б нам и встретиться чудом!...
Но только другого любя,
Я к этому времени буду
Опять далеко от тебя,
Во времени мы разминулись
Всего лишь на несколько лет.
И только в толпе оглянулись
Внезапно друг другу во след.»

Раиса Николаевна была человеком профессионально строгим, порой ее требовательность к своему творчеству приобретала жесткие формы - стихи она не пускала в печать, если в них, по ее мнению, не было того, к чему она пришла в последние годы, духовного света веры.

«Вот какая для сердца обуза -
В мире жить не единственным днем!
Легче быть перевозчиком грузов -
Океанским большим кораблем.
Приплываешь в знакомую гавань —
Разгружают заботы в душе.
Нагружают... Но тяжесть другая
Исключает былую уже.
Он из гавани в гавань беспечно
Проплывает свой путь не спеша....
Не корабль я. И пусть бесконечно
Наполняется жизнью душа».

В последние годы жизни Раиса Николаевна писала больше духовные стихи, в которых постигаются муки возвращения к вере.

«Изучая священные библейские тексты, современные ученые пришли к мысли о тесной взаимосвязи речи человека и его душевного здоровья. Больна душа - и речь затемняется, грубеет. Выздоравливает - и несет свет. Это знали еще две тысячи лет назад... Когда у народа появится внутренняя сила, мы узнаем об этом по состоянию его языка: душа очистится, и человек заговорит открыто, мужественно, ясно. Такое слово лечит...». Лечит и поэзия Раисы Котовской. «Люди возрождаются в православии, - говорила она, - ищут спасения, и Бог им помогает».

Неустранимая трагичность бытия, боль души и тревога за ее участь в этом мире, ответственность за слово - светятся, пожалуй, во всех ее стихотворениях:

«Есть слова - отболевшие, что ли?
Только ветер их тронет едва
И они улетают без боли,
Словно с веток осенних листва...
А мои улетают, как птицы,
Холодами гонимые прочь,
Отступая до самой границы,
Где никто им не в силах помочь».

Раиса Николаевна рано постигла предназначение поэта среди людей, пересматривать которое прикаждом новом, предлагаемом искушении, нет никаких оснований.

«Пора подумать о душе,
А значит, друг о друге...
Такие вызрели уже
Убийственные вьюги»...

В ней совпадали Слово и Душа, гармония и надрыв, боль и радость. В поэзии Котовской нет заигрывания с читателем, попыток угадать его настроение, увлечься словесами, красивостями. Перед нами распахнутая душа женщины, ушедшей глубоко в себя, задумчиво глядящей в окно (в Россию):

«Храмов нет – сжиты со света –
И разбиты образа…
Лишь осталось небо это,
Устремлённое в глаза».

Наверное, вопрос прекрасного особенно трогал чуткое сердце поэта. Неоднократное обращение автора к созерцанию, умению видеть, замечать (а значит – уберегать внутри) красоту мира или речи – своеобразная Красная Книга Котовской. Здесь отыщутся самые редкостные и самые, на сторонний взгляд, обыденные радости земные. Раиса Николаевна зрением особым все осматривала – зрением любящего человека:

«А где ж красота?!» –
Возмущаясь резонно,
Заладите каждый своё…
Да что тут попишешь?
Она не виновна,
Что вы не узнали её».

Раиса Николаевна была большим другом библиотеки. Она в течение многих лет была членом жюри районного конкурса чтецов ежегодно проводимого библиотекой, в библиотеках городапроходили презентации ее книг, встречи с читателями.На книжных полках каждой из 35библиотек- филиалов ЦБС стоят сборники ее стихов, которые вот уже много лет находят путь к сердцу читателей, любителей ее поэтического творчества. В 2010 году Решением Минераловодской городской думы от 30 апреля 2010 г. №1038 Центральной городской библиотеке нашего города присвоено имя Раисы Николаевны Котовской.

С 2008 года, каждый год в январе месяце, проходят вечера-памяти поэтессы, конкурсы ее стихов, чтения. 2016 год в Центральной городской библиотеке начался Неделей поэзии, посвященной 65-летию Раисы Котовской. В библиотеке оформлен музейный уголок поэтессы, где представлены её книги, документы, фотографии, личные вещи, подаренные библиотеке родственниками Котовской.

 

Kotovskaya vistavka2

 

Использованная литература:
Котовская, Р.Н. Станция формирования. Стихи./Р.Н. Котовская.- М.,1981. – 47 с.
Котовская, Р.Н. Ночной дождь. Стихи. /Р.Н. Котовская. - Ставрополь, 1982. - 95 с.
Котовская, Р.Н. Уроки пения. Стихи. Поэмы. /Р.Н. Котовская.- Ставрополь, 1985. – 95 с.
Котовская, Р.Н.Лирика. Стихи. /Р.Н. Котовская.- Ставрополь, 1997. – 176 с.
Котовская, Р.Н.Судный день. Стихи. /Р.Н. Котовская.- М., 2004. – 176 с.
Соленая подкова. Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко: Выпуск третий - М.:"ООСТ",2007.-340 с. илл.